Феномен культа Барби: за что куклу полюбили в Беларуси

для меня
16 августа 20233 минуты на прочтение
По миру прокатилось настоящее цунами розового цвета. Фильм «Барби», героиней которого стала одноименная кукла, вызвал небывалый ажиотаж и собрал более 1 миллиарда долларов в прокате. О Барби говорили буквально все. Burger King в ее честь выпустил бургер с розовым соусом, Crocs – классные розовые тапки, Xbox – приставку цвета сладкой ваты. А редакция Now решила вспомнить о том, на что были готовы белорусские дети ради куклы Барби. И как изменился имидж игрушечной красотки: от нереального идеала до яркой индивидуальности.

«Ползарплаты инженера» за настоящую Барби

В конце 80-х-начале 90-х годов прошлого века Барби была мечтой многих белорусских девчонок. Родители сбивались с ног в поисках дефицитного товара, который в лучшем случае привозили из заграничных командировок, в худшем – покупали из-под полы у тети Моти из соседнего подъезда. И, нужно сказать, копия значительно отличалась от оригинала. При этом цена за подделку и настоящую Барби поначалу не слишком разнилась  – и составляла порою половину зарплаты инженера.

Одна из первых моделей Барби и ее создательница Рут Хендлер


Тогда буквально каждая девочка знала, как распознать фейк: у оригинальной куклы под локонами значились четко отпечатанное название производителя и серийный номер. У «паленой» иногда даже волос не было.


– Я узнала о Барби, когда мне было лет 12, то есть, в 90-м году, – рассказывает минчанка Василиса. Это было что-то недосягаемое. У одной моей обеспеченной подружки появилась настоящая американская Барби, она почётно восседала на пианино и её даже трогать нельзя было. Сама подруга тоже в неё не играла, только гордилась.

Мне в Барби нравилось, что она такая стройная и женственная, и главное чудо, что гнулись коленки и локти в местах, где не было никаких видимых сочленений. Как настоящие ноги! Через пару лет одна знакомая продавала куклы, не уверена, что это были оригиналы  – они были без коробок и, по-моему, даже без одежды. Я выпросила у родителей деньги на такую Барби, моя мама сшила ей роскошное бальное платье  – мы положили игрушку под ёлку и это был мой новогодний подарок. Я была просто счастлива!

А ещё помню, были прибалтийские журналы "Лола", в них были выкройки для Барби, по-моему, даже схемы мебели. И фотографии Барби с подругами или с Кеном в интерьерах - это было как «Бурда» и «Космополитан» про Барби. Достать их было сложно и дорого, но я пару номеров брала у подруги почитать - и была неимоверно счастлива, как к прекрасному прикоснулась.

Почему Барби стала такой популярной?

В психологии есть термин «синдром Барби» – непреодолимое желание выглядеть так же, как знаменитая кукла. Белорусский блогер Екатерина Коба даже сделала на сходстве с куклой достаточно успешную карьеру. Если ввести в поисковую строку «белорусская Барби», то в выдаче вы увидите именно Кобу с ее почти 600 000 тысячи подписчиков в Instagram. 
И все же, говорят, психологи, феномен Барби основан не только на ее внешности.

– Своей популярностью в Беларуси, как и на всем постсоветском пространстве, кукла Барби обязана вовсе не внешнему виду. Игрушка точно угодила в запрос общества. Причем, на Западе и в Беларуси запросы были разными, – считает психолог, КПТ-терапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Инна Полюхович.

– Когда Барби появилась в США  в 1959, она попала в волну эмансипации. В обществе активно обсуждались темы прав женщин, равноправия, самоидентичности. Барби вышла за рамки куклы, с которой играют в дочки-матери и устраивают чаепитие, собрав за столом плюшевых зайцев. Она транслировала образ активной, модной и успешной девушки, а не Степфордской жены (ее парень Кен, надо сказать, появился лишь двумя годами позже).

Это было то, к чему стремились женщины. Они не хотели выбирать: дом-семья или карьера. Женщины легко справлялись и с тем, и с другим. С одной стороны, можно было купить розовую кукольную кухню и комплект нарядов, а с другой – на полках стояли Барби в образе учителя, космонавта, врача, директора, спасателя. В обществе был запрос на подобный женский образ – и Барби попала в яблочко.

В 90-е Барби пришла на постсоветское пространство – и снова угодила в цель. Правда, запрос общества был иным. Границы открылись, картинки красивой жизни манили, набирали популярность конкурсы красоты, а на прилавках появился глянцевый журнал Cosmopolitan.

Модель в образе Барби на модном показе в 2009 году


Женщинам, в том числе, и в Беларуси, хотелось ярко одеваться, читать об отношениях, мечтать о красивой жизни и прекрасном принце. Поэтому в наших краях Барби-космонавты и врачи не пользовались особым спросом. Барби была красоткой, манекенщицей, модницей, обладательницей Барби-дома и Барби-автомобиля.

Немаловажный момент: девяностые в нашей стране были, мягко говоря, не сытыми. Чем беднее общество, тем сильнее фокус на материальном. Тем острее желание обладать красивыми вещами и материальными благами. И тем больше ставка на внешний вид женщины. Считалось, что девушка с модельной внешностью удачно выйдет замуж и добьется успеха. И Барби по всем этим пунктам попала в цель.

Барби – для каждого своя

В XXI веке Барби, а точнее, ее производитель – компания Mattel – стал подвергаться критике  за то, что кукла не отражает реальную женскую фигуру. Мир устал от фальшивой глянцевости, стремление к идеалу эмоционально истощает, люди предпочитают честность и принятие своего тела, таким, какое оно есть.

В ответ на это изменилась и Барби. В 2016 году появились модели игрушки с естественными женскими фигурами. Вышли куклы разного роста, пышнотелые красотки plus-size, с различными прическами, разной расовой принадлежности. 

Вскоре появились даже игрушки с протезами и с проблемной кожей. Что, впрочем, не мешает им быть привлекательными и харизматичными. Как и живой девушке с подобными особенностями.  Словом, авторам Барби хватило смелости изменить устоявшийся образ бренда и сделать его современным и открытым к переменам. 

В фильме Греты Гервиг, который успел собрал собрать более миллиарда долларов в прокате, поднимается все та же тема: быть идеально-кукольной или быть настоящей? Барби в исполнении Марго Робби делает выбор в пользу второго. 

Кстати, сколько стоит Барби сегодня?

На популярном белорусском сайте б/у товаров можно найти не менее тысячи объявлений по продаже Барби и всей ее многочисленной родни. Можно приобрести буквально все: от специальной редкой фирменной расчески до яркого наряда с блестками, от Кена с младенцем в слинге до самодельного кухонного шкафчика, конечно же, розового цвета.

Цены разняться – от «бесплатно» до 600 рублей за коллекционную куклу. Новую Барби можно купить буквально за 40 рублей.

*Перепечатка материалов бренд-медиа Now без активной ссылки на источник запрещена.