Без чаевых! Когда не готов поощрять деньгами за еду и сервис

для возможностей
05 октября 20230 минут на прочтение
Всегда ли стоит оставлять чаевые в ресторанах? А если вы пришли на обеденное меню или просто взяли чашечку кофе за 3 рубля? На эти и другие вопросы NOW отвечают эксперты: блогеры и рестораторы.

Павел Крамар aka Koko.by, фудблогер

– Могу не оставить чаевые в основном из-за долгого обслуживания. Например, если ты заказал пасту, а ее не приносят в течение 30-40 минут, то, скорее всего, чаевых не будет.

То же самое касается доставки еды. Если курьер задерживается на 20-30 минут, то он уйдет без дополнительной финансовой стимуляции.

Еще один случай, когда денежной благодарности от меня ждать не стоит – невкусная еда. Конечно, это не вина официанта, но я не хочу в этом разбираться. Это, в первую очередь, проблема хозяина ресторана, но не моя точно.

В 90% случаев деньги я оставляю, обычно это сумма от 10% от заказа до ста рублей. На данный момент обычно даю на чай наличными, так как при расчете обычной картой мне не совсем понятна механика, как распределяются деньги между официантами. Но я знаю, что есть приложение «нетмонет» от Альфа  Банка, и вот как раз им я пользуюсь.

Если я попадаю на обеденное меню и мне нравятся поданные блюда, то все равно оставлю чаевые. Это может быть и 5, и 10 рублей, даже если сам обед стоил 20. Ведь самое главное – это эмоции, которые ты получаешь от еды, и чаевые лично я оставляю именно за них.

При походе в кофейню, конечно же, не каждый раз оставляю на чай. Но если посещаю одно и то же место, например, целую неделю, то в один из дней могу оставить 5-10 рублей. Вообще в Беларуси с сервисом в большинстве случаев все прекрасно, в отличие от той же Европы. Хоть у нас и особо нет школы обслуживания. Иногда человеческие качества того же официанта перекрывают какое-то обучение.

Ничего особенного от обслуживания в ресторане я не хочу, мне достаточно доброжелательного отношения, и в идеале – знания особенностей меню своего заведения. Но, повторюсь, все же главное – качество еды. Может быть отличный сервис, а еда – шляпа. Чаевых при этом не будет, так как настроение испорчено! А оно – бесценно!

Юлия Кобякова, блогер, владелица столовой

– Чаевые оставляю практически всегда. Делаю это при помощи карточки. Так что если это технически невозможно и у меня при себе нет наличных, то могут быть косяки.

За всю жизнь, пожалуй, был только один случай, когда мы отдыхали компанией, и была масса моментов с ожиданиями, испорченным блюдом, включенным в счет. Тогда мы просто заплатили по счету, посчитав, что это и были чаевые. 

Как правило, я оставляю 10% от суммы чека или больше. Даже если я поела, скажем, на 10 рублей, то оставлю пять. Если в кофейне беру напиток за четыре рубля, то сдачи с пяти брать не буду, оставлю их бариста. А вот в столовой, владелицей которой я являюсь, чаевые – большая редкость, люди в основном пишут благодарности.

Илья Трифоненков, фэшн-блогер

– Чаевые обычно оставляю, и это 10% от суммы чека. Но если обслуживание было плохим, мы долго ждали, официант не выполнял просьбы, то рассчитывать на благодарность не стоит. Такое бывает, не часто, но бывает. Могу не оставить чаевые также, если нет наличных и через терминал не принимают чаевые, такое случается.
Для меня лично спорный момент, стоит ли оставлять чаевые в случае обеденного меню. Скажу честно: если с собой есть 1-2 рубля, оставляю, но это происходит не часто. В 30% случаев, мне кажется. То есть, в трех обедах из десяти. Обедаю я во все рабочие дни недели в кафе. Редко в столовых. Оставлять 10% карточкой, а это 1-2 рубля, совсем нецелесообразно.

Галина Корсак, ресторатор

– Я даю чаевые в 99% случаев. И это 10% от суммы заказа, если в счете нет дорогого вина. Если таковое есть, то чуть уменьшаю сумму.
Чтобы я финансово не поощрила официанта, сервис должен быть ниже плинтуса. И если чаевых не даю, то объясняю, почему я это делаю, промолчать не могу. Молчаливому удалению меня из заведения может поспособствовать только моя спешка.

***

А NOW напоминает, что сервис «нетмонет» решает проблему, когда у вас нет мелких купюр или монет, чтобы оставить на чай, а поблагодарить официанта стоит. И если раньше чаевые вы могли оставить по QR-коду, который размещается на отдельной визитке, то теперь код печатается на  чеке Альфа Кассы. Перед оплатой на терминале будет высвечиваться список сотрудников. QR код для чаевых у каждого из них будет личный.  

Кстати, с «нетмонет» оставить денежное поощрение за отличную работу можно не только официантам, но и курьерам, парикмахерам, мастерам по маникюру и другим сотрудникам сферы услуг.