Почему связь искусства и бизнеса важна?

для амбиций
22 марта 20235 минут на прочтение
В Беларуси не так часто встретишь коллаборации сферы искусства и бизнеса. Еще реже можно встретить тех, кто у нас занимается этим вопросом профессионально, используя индивидуальный подход к каждому, кто обращается. Специально для Now поговорили с профессионалами сферы Art&Business: Татьяной Пушко — автором проекта «Клуб интеллектуального досуга «Факультатив» — и его куратором Дарьей Пушко.  
Полина Безуглая
Что такое Клуб «Факультатив»?  

Платформа с множеством проектов в сфере интеллектуального досуга начиналась как семейное увлечение искусством. Но тогда, в самом начале, как вспоминает Татьяна, этому увлечению не хватало какой-то глубины и осмысленности, среды, в которой можно поделиться впечатлениями от выставок, книг или путешествий. Так за обсуждениями начали собираться их друзья семьи. Со временем количество заинтересованных в таких встречах росло. Тогда Татьяна решила зарегистрировать компанию. «Факультатив» стал расширяться, приглашать искусствоведов, проводить лекции, выстраивать программу.

— Поначалу, когда «Факультатив» только рождался, это был лекторий. Если говорить бизнес языком, то мы работали в формате B2C — бизнес для клиентов. Постепенно стали обрастать проектами и превратились в полноценную платформу, потому что помимо лектория, открытого для широкой аудитории, мы курируем проекты, которые тоже проходят в рамках клуба. Это, например, направление для корпоративных клиентов — в первую очередь корпоративные лекции — проекты в сфере Art&Business или наши инициативы, которые мы развиваем как поддержку культурной сферы в Беларуси, — рассказывает Дарья Пушко.  

— Да, теперь же «Факультатив» позиционирует себя как образовательный проект, — подхватывает Татьяна. —  У нас появились целые циклы, курсы. Обучение по разным направлениям и форматам. Это и о литературных завтраках, и арт-встречах, и курсе «Школа коллекционера» — нашей гордости и одному из флагманских проектов.

Сейчас «Факультатив» — это крупный образовательный проект, который, в том числе, поддерживает нашу культурную среду разными способами и коллаборациями. Один из примеров — созданный 3D-тур и видеоэкскурсия по выставке, посвященной 100-летию Виленского музея имени Ивана Луцкевича, которая прошла в Национальным художественном музее. 


Art&Business: что это вообще такое и для чего нужно?

Искусство — это удобный международный язык и платформа для выстраивания коммуникации в том числе в бизнесе, способ заговорить о себе по новому как внутри компании, так и за ее пределами. 

Обращение компаний к искусству может произойти по нескольким причинам. С одной стороны, для бизнеса это может быть инструментом выстраивания коммуникации внутри команды: 

— Многие пользуются, например, корпоративными лекциями об искусстве, чтобы выйти на новый уровень тимбилдинга. Бизнес использует варианты не только с физическими активностями, но и с совместной интеллектуальной деятельностью, выходя за рамки узко профессиональных задач. Сотрудники говорят о новых смыслах в искусстве и культуре в целом, и потом они идут с этими же новыми смыслами в работу. Влияет это и на межличностное общение. По нашим наблюдениям, компании пользовались лекциями, чтобы в том числе подчеркивать корпоративные ценности. Усиливать и транслировать их внутри компаний, — рассказывает Татьяна Пушко. 

С другой — Art&Business может работать и на внешнюю аудиторию.В таком случае на помощь приходят уже целые арт-коллаборации.

—  Это способ родиться чему-то совершенно новому. Да и без определенного заказа реализовать, например, проект с паблик-артом невозможно. Во-первых, необходимы материалы, а, во-вторых, когда родилась идея, работать над ней должна большая команда. Например, сейчас над проектом «A-100 ART» в Новой Боровой работает команда из более чем 30 человек, чтобы все реализовать. Поэтому такие коллаборации для художника — это способ воплотить все свои самые масштабные, интересные замыслы, а для компании — возможность говорить со своей аудиторией внутри и снаружи новым языком. Это возможность даже в принципе узнавать о себе что-то новое, стимул для развития компании в целом и для каждого ее сотрудника, который соприкасается с проектом.

Самым ярким примером соединения искусства и бизнеса, о котором буквально трубили все мировые СМИ этой зимой, стала арт-коллаборации модного дома Louis Vuitton с японской художницей Яёи Кусамой. Запуск их совместной капсульной коллекции буквально бил все рекорды — все обсуждали масштаб ее оформления. Известный бренд оформил не только коллекцию одежды, парфюма и аксессуаров разноцветными горошками — главным мотивом в творчестве Яëи — но и витрины бутиков и целые фасады по всему миру. Так в Нью-Йорке установили гиперреалистичного робота в образе самой Кусамы: он улыбался, моргал и рисовал цветные точки. Оформление многим показалось неоднозначным по отношению к художнице и посеяло массу споров в интернете, привлекая еще больше внимания к арт-коллаборации.
Есть и другие яркие, но менее скандальные как в случае Louis Vuitton, кейсы. Парфюмерный дом Guerlain совместно с Maison Matisse выпустили лимитированный тираж флакона для духов. Оформили его по мотивам творчества Анри Матисса, одного из величайших художников 20-го века. Тираж флаконов ограничили 14-тью экземплярами, стоимость которых составила $17 000 за единицу. Guerlain признались, что целью коллаборации стала возможность по-новому взглянуть на работы художника и поддержать современное искусство. Здесь же стоит сказать, что этому парфюмерному дому не впервой «коммуницировать» с искусством. Когда Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен открыл Guerlain в 1828 году, он просил художников украшать его магазины, а Жак Герлен покупал картины Клода Моне, Эдуара Мане или Камиля Писсарро, когда те подвергались жесткой критике. Сотрудничество с Maison Matisse — это очередное доказательство того, что искусство легко интегрируется в любую сферу. Перечислять интересные примеры из мировой практики можно фактически без остановки.
— Art&Business — мировой тренд, но у нас таких проектов не очень много, хотя к ним идут, — с улыбкой рассказывает Дарья. — Обычно все поддерживается на уровне размещения логотипа на афише или упоминания в пресс-релизе, но этого для арт-коллаборации не достаточно. Поэтому, когда к нам приходят с вопросом, что делать бизнесу с искусством, первое, что мы делаем — слушаем. Мы вникаем в ценности компании, в их задачи. Общаемся и с командой маркетинга, PR, потому что у них есть свое видение развитий этих направлений. И потом уже мы предлагаем, какие проекты могут быть интересны. Потому что иначе это будет не органично, не интересно и вторично — то, что предложишь одним, не предложишь другим.  Например, паблик-арт — проект, который родился исходя из деятельности «А-100 Девелопмент» в сфере города. Они развивают городскую среду посредством архитектурных проектов, а искусство просто пришло и поселилось прямо там. Оно органично интегрируется в общую программу. 

При этом, как отмечают в «Факультативе», у компаний есть какое-то предубеждение, что для взаимодействий с искусством нужен большой бюджет. Но и с небольшими деньгами можно решать интересные задачи, а потом постепенно масштабировать их. Приходит к Клубу за помощью развивать себя в направлении культуры даже малый бизнес, ведь начать работу в этой сфере можно с чего-то маленького и пробного.  
«Школа коллекционера» — место, где можно научиться собирать искусство для себя, бизнеса и найти собственное комьюнити

Коллекционирование — тоже большая часть возможного взаимодействия бизнеса с искусством. Для этой сферы у «Факультатива» есть даже отдельный курс, придя на который можно получить как знания для себя лично, так и для своего бизнеса и создать собственную корпоративную коллекцию. Называется он «Школа коллекционера»:

— Чтобы закрыть большую потребность и блок информации по сфере коллекционирования, не хватает отдельной лекции или встречи. Поэтому мы и составили курс, — объясняет Татьяна. — Он включает в себя 30 лекций и 8 заявленных выездных занятий. Лекции охватывают всю историю искусства: от его зарождения и основ коллекционирования и до современности и последних форм коллекционирования в NFT. Вместе с этим все подкрепляется практикой — выездными занятиями, когда слушатели, узнав информацию, могут найти ее подтверждение в работе галерей и музеев, взаимодействовать с ними, задать вопросы художникам, коллекционерам, галеристам. 

Курс для Беларуси уникальный. Он дает слушателям не только полное понимание о белорусском контексте, но и реализовывает потребность в общении, предоставляет возможность сформировать комьюнити и поговорить с людьми, которым интересно то, что интересно тебе.

Источник обложки материала