Чем живёт поколение нулевых и сколько их в Альфе?

для меня
24 ноября 20227 минут на прочтение
Они не играли в «Классики» и не видели пейджеров, но родились со смартфоном в руках где-то между концом 90-х и первым десятком 2000-х. Для них “молодежные” проекты – это история с душком, а уважение личных границ и социальная справедливость – не пустой звук. Но давайте по порядку.
Лада Милькота

Могут себе позволить

Дети тиктока растут так же быстро, как и их чеки: 135 миллиардов долларов в год — столько, по подсчетам Barkley, составляют прямые траты зумеров. Покупательская способность заставила бренды считаться с их интересами, изучать свойственные поколению ценности, модели поведения и потребления.

Игровые корпорации направляют маркетинговые кампании на девушек, бренды кричат о своей устойчивости, стремясь к тому самому нулевому уровню выбросов, а на аутентичность одежды сейчас претендует не только люкс, но и бывший некогда совсем заурядным масс-маркет.

Все эти изменения диктуются новым поколением консьюмеров, которые хотят выделяться из толпы, обращают внимание на ценности брендов и не пьют смузи через пластиковые трубочки. Как итог, зумеры ломают культурные шаблоны и все больше озадачивают маркетологов.

Отмена массовой культуры

По информации Horizon Media, молодëжь больше не верит в массовую поп-культуру. Зумеры стали первым поколением, которое выросло на умных рекомендациях соцсетей. Алгоритмы направляют юзеров в сообщества по интересам, что заметно усложняет жизнь маркетологов, многие из которых привыкли брать всех под одну гребëнку таргетинга. Сейчас продвиженцы вынуждены переключаться на более узкие сегменты аудиторий.

«В информационном поле слишком много шума. Зумеры ищут более интимные способы общения. Мы должны играть по их правилам», — пишет вице-президент одного из подразделений Horizon.

Что ценят белорусские зумеры и как относятся к брендам

В сентябре 2022 года компания SATIO провела исследование в рамках конкурса "БРЕНД ГОДА", в котором продемонстрировала разницу поколений, определила их жизненные ориентиры, цифровые привычки и отношение к брендам.

Не боятся потерять работу, а практические знания ценят больше «корочек»
Согласно исследованию, 60% белорусских зумеров оценивают полезность специальных курсов больше, чем высшего образования. Это дает им возможность активно развиваться и подстраиваться под меняющиеся запросы рынка труда.

18% сотрудников Альфа Банка — специалисты от 18-25 лет. Самый большой процент зумеров задействован в департаменте клиентского сервиса — 34% сотрудников подразделения. Их догоняют зумеры-работники отделений банка — 27%. На третьем месте IT-специалисты — 9% зумеров в департаменте. Что касается клиентов-зумеров, то их 16% от общего числа. 

Молодое поколение чаще соглашается с высказыванием: «Если работа не будет приносить удовольствие, я буду искать новую». Так думает 66% молодых участников опроса. А еще зумеры реже считают, что им будет трудно найти новую достойную работу (33% против 57% старших поколений).

Поведение в онлайн и спрос на «новые» медиа
То, что зумеры значительно меньше, чем старшие респонденты, предпочитают общаться вживую, а охотнее выбирают онлайн-общение — совсем не правда. Зумеры тоже хотят живого общения, но чаще сталкиваются со сложностями: треть зумеров против 21% старших поколений согласились, что им сложно строить отношения с другими людьми.
Чем зумеры занимаются в интернете и какие каналы коммуникации используют? Они охотнее обращаются к «новым» форматам медиа — чаще, чем старшие поколения, слушают подкасты или смотрят youtube.

Молодежь меньше читает новости на интернет-сайтах — 49% против 72% среди старших поколений — и меньше обращается к познавательному контенту.

Просмотр телевизора — цифровая привычка людей более старшего возраста. Его смотрит меньше трети зумеров, а более старшие поколения проводят так свободное время в 63% случаев. 
А вот такие digital-привычки, как использование соцсетей и мессенджеров, просмотр фильмов и сериалов онлайн, отслеживание публикаций блогеров/интересных личностей в равной степени присущи и зумерам, и старшим поколениям.

Пристальное внимание экологии и меньшее социальному неравенству
Экологическая повестка в равной степени волнует все поколения — 64% зумеров и 71% людей более старшего возраста согласны, что люди прилагают недостаточно усилий для сохранения природы, а вот проблема социального неравенства заботит зумеров куда меньше — ей обеспокоены лишь 31% респондентов.

Многие зумеры и люди более старшего возраста оказались скептиками в отношении «добрых» инициатив брендов. Порядка 45% респондентов считают, что активности бизнеса, направленные на защиту окружающей среды, помощь социально-уязвимым слоям населения — не больше, чем маркетинговый ход.

Зумеры ценят товары за качество и поддерживают локальные бренды

Бытует мнение, что для зумеров важен бренд, а для старшего поколения — качество. Исследование разрушает этот миф: в качестве главной характеристики товара и зумеры, и старшие поколения называют состав и качество товара.
Но несмотря на то, что зумеры ценят качественные товары, 32% из них готовы переплачивать за внешний вид или упаковку и делать это охотнее, чем старшее поколение. 

46% зумеров оказались адвокатами белорусских брендов — такой процент белорусов в возрасте 18-25 лет утвердительно отреагировал на высказывание, что локальные товары/услуги ничуть не хуже зарубежных.

Коллективное доверие бренду

Совет купить товар или услугу человека из своего окружения зумер воспримет с большим доверием, чем рекомендацию известной личности: 45% послушают друзей и знакомых и лишь 21% прислушается к мнению селебрити.

Уходит время постановочных кадров. На наших глазах зумеры переворачивает рынок потребительских предпочтений: здоровый скептицизм вынуждает бренды говорить на понятном языке, «шерить» ценности, вливаться в закрытые комьюнити и дружить с инфлюенсерами. 

Рынок требует от брендов проактивных действий. В противном случае, со многими может произойти то, что происходит с нами, когда мы перестаем учиться — мы устареваем.
Источник заглавной картинки — wired