Как открыть лапшичную за 5000$

для возможностей
18 февраля 20226 минут на прочтение
Витебск — областной центр, где не так много кафе и ресторанов, как в столице или «западных» облцентрах, Бресте или Гродно. А уж круглосуточные заведения в северном белорусском городе можно пересчитать по пальцам. Одно из них — лапшичная «ЦайЛу», которая открылась полгода назад возле Смоленского рынка. Здесь готовят блюда паназиатской кухни: лапшу вок, пельмени гёдзе, суп рамен. В рамках партнёрского проекта Альфа-Банка и probusiness.io мы поговорили с хозяйкой заведения Кристиной Луцай о том, прибыльный ли это бизнес, может ли быть полезным фастфуд и любят ли белорусы восточную еду.

«Доставку раскрутили за 3 года»

Кристина — сибирячка. Родилась и выросла в Абакане, окончила институт в Красноярске, получила специальность «Менеджмент гостеприимства и ресторанного бизнеса». А в Беларусь попала просто — вышла замуж за местного парня.

— Олег — из Витебска. А познакомились мы с ним 10 лет назад на теплоходе в Питере. Я работала там официанткой, а он — поваром. Поженились, несколько лет жили на моей родине. Пытались создать бизнес в сфере питания: снимали сезонное кафе на побережье, занимались доставкой обедов. А потом переехали в Беларусь, — рассказывает Кристина Луцай.
Кристина Луцай, фото из архива героини 
В Витебске молодая семья довольно быстро открыла сеть кафе по доставке роллов «Суши Дом». Сейчас это известный бренд, но стартовали Олег и Кристина 8 лет назад с нуля. 

— Но зато теперь я — отличный сушист, — улыбается Кристина. — А у мужа есть большой опыт открытия новых заведений общепита: сегодня у сети около 40 точек в разных регионах страны.

Суши супруги выбрали, потому что умели делать это блюдо в быту: готовили его на любой семейный праздник. Да и 8 лет назад эта кухня была не сильно развита в Витебске.

— Всё началось с аренды маленького цеха на рынке «Эвиком». Мы сами крутили там суши. Потом переехали в цех в одном из городских кафе. Там и до нас делали суши, но блюдо было не сильно востребовано. А вот с нашим приходом дело пошло, стало много доставок. И владельцы кафе решили стать нашими компаньонами. Проработав года три, мы хорошо раскрутили доставку. Прибыль была небольшая, всю её мы вкладывали в развитие бизнеса, на себя не тратили, на отдых не ездили, машины не покупали. И очень много расходовали на рекламу: бросали листовки в почтовые ящики, заключали договоры на рекламу в лифтах, распространяли объявления по организациям, стали брендировать свои пакеты для доставки.
Фото из архива героини 

Старт лапшичной обошёлся примерно в 5000$

Проработав в Витебске лет пять, компания пошла в регионы. Первым стал Городок — райцентр в 40 км от областного центра.

— Решили попробовать, как пойдёт дело на периферии. И пошло! В провинции лучшая реклама — сарафанное радио. Паре человек понравилась продукция — завтра о тебе знает весь городок. Сегодня наши заведения есть в 31 городе Беларуси.

И если сначала супруги вдвоём готовили 15−20 порций суши в день, то сейчас сеть обслуживает 50 000 клиентов в месяц. А в день во всех заведениях по стране крутят 5 тысяч порций роллов.

Лапшичная «ЦайЛу» — пока маленькая «дочка» большой компании «Суши Дом». А началось всё с мечты:

— Я была в декрете. Просто так сидеть дома мне было сложно, хотелось развиваться. Сначала думала открыть в Витебске заведение, где готовят манты — я же из Сибири. Но потом идея переформатировалась, и я предложила создать первую в городе лапшичную, где готовят традиционную восточную еду по домашним рецептам. Муж сказал: «Окей, давай попробуем». Он в меня поверил и дал денег на старт.
Фото @lapsha_vtb 

Открыть лапшичную обошлось примерно в 5000$.

— Нам повезло с помещением, которое арендуем: раньше тут была шаурмичная, и часть оборудования — столы, холодильник — осталась от прежних предпринимателей. Но потратились и на новое: макароноварку, тестораскатку, тестонарезку, вок-сковороду и так далее.

Фото @lapsha_vtb 
Обслуживать бизнес предпринимательница решила в Альфе.

— Открыла счёт — это было очень быстро. Банк предоставил в рассрочку терминал для безналичных платежей. Он стоил около 950 рублей (360$). Первоначальный взнос — 411 рублей (158$), затем я платила по 99 рублей (около 40$) каждый месяц в течение полугода. Сравнив разные предложения, вижу, что у Альфа-Банка очень лояльные тарифы на эквайринг.
Альфа-Банк в Беларуси уже 13 лет помогает предпринимателям и компаниям строить бизнес и реализовывать себя.

Альфа создаёт среду и даёт инструменты тем, кто способен на большее, кто верит в свои возможности и хочет начать своё дело.
Новое кафе заработало в июле. Это месяц «Славянского базара» — отличное время для старта новой точки общепита, посчитали владельцы. Они завели страничку в инстаграме, а на открытие «ЦайЛу» пригласили местных блогеров.

— Стартовая реклама дала хороший результат: в заведении появилось много посетителей, а на аккаунт активно подписывались.
Фото @lapsha_vtb 

«Мы ещё даже не вышли в ноль»

Прошло полгода, но дохода ещё нет, отмечает предпринимательница.

— Мы ещё даже не вышли в ноль. Такому маленькому заведению нужен минимум год на раскрутку. Если есть за что его содержать этот период, то потом оно должно зарабатывать. Это проверено. Сейчас наши расходы составляют около 15 тысяч рублей в месяц. В частности, это оплата аренды — 3 тысячи рублей в месяц, так как здание историческое. Заведение наше работает в том числе и ночью — налоги, коммуналка, зарплата персоналу (повара получают по 800 рублей), расходы на продукты.
Фото @zatestilvitebsk
Фото @lapsha_vtb 
«ЦайЛу» с первого дня работает круглосуточно, на это и делали акцент. У сотрудников две смены по 12 часов. В Витебске подобных заведений общепита мало, но, как ни странно, пока это в плюс особо не работает:

— Днём в кафе ходят хорошо. А ночь «проседает»: люди, скорее всего, отвыкли от поздних вылазок в заведения, а к ночной доставке (у нас она работает до 3:00) ещё не привыкли. Основные заказы — до часа, половины второго. Бывает, кто-то зайдёт в 4−5 утра, но редко. В среднем, если считать и посетителей лапшичной, и клиентов, которые заказывают доставку домой или в офис, в день мы обслуживаем 50−55 человек. Это мало. Если бы кафе работало только в дневную смену, это было бы хорошо. Ночная смена забирает много ресурсов: та же коммуналка, зарплаты. Но если мы не будем работать ночью, то не сможем правильно варить фирменный суп рамен. Хорошо приготовленный рамен — это хорошо приготовленный бульон. Мы томим его на говяжьих костях 5−6 часов. Кто не работает 24 часа в сутки, у того просто нет такого временного ресурса.

При круглосуточной работе хочется выйти на уровень не менее 100 клиентов в день.
Фото из архива героини 
Лапша вок, как уверяет хозяйка «ЦайЛу», — тот редкий вид фастфуда, который не вреден для фигуры:

— Трёхсотграммовая порция (лапша, куриное филе, овощи) содержит около 350 килокалорий. Поэтому эту еду у нас заказывают сторонники ЗОЖ, в том числе тренеры и посетители фитнес-центров.
Фото из архива героини 
Мне самой очень нравятся сборные сеты, куда можно добавить какие-то ингредиенты на свой выбор. Муж обожает гёдзе.

Вообще, посетители тут разные: от деток до пенсионеров. Пицца, роллы всем приелись, а японская кухня — что-то новенькое. Правда, блюда мы не делаем слишком пряными: всё-таки белорусы не любят, когда много специй.
Фото @lapsha_vtb 
Кристина Луцай признаётся, что может легко заменить повара:

— Я директор, но иногда сама готовлю. Мне нравится отдавать человеку свой вок: я точно знаю, что он приготовлен с любовью. Вообще, своё дело — это всегда гордость. Ведь это твоё детище, которое растёт на твоих глазах. И сама я могу здесь развиваться и как предприниматель, и как повар. У меня нет такого отношения: мол, муж подарил бизнес, а дальше не важно, что из этого выйдет. Я хочу оправдать его надежды, добиться прибыли. На рентабельность планирую выйти к весне-лету 2022 года.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал Альфа-Бизнес. Там мы публикуем интервью с бизнесменами Беларуси и делимся советами, как повысить продажи, какие семинары стоит посетить и как оставаться конкурентным на рынке.