Что посмотреть в белорусском виртуальном музее дизайна?

для амбиций
24 марта 20235 минут на прочтение
Работа по созданию белорусского виртуального музея дизайна началась с составления топов и антологий по разным направления производства (стекло и фарфор, ткани, автопром, мебель и др.). Топ артефактов, о которых вы прочитаете в этом тексте, составлен председателем Белорусского союза дизайнеров Дмитрием Сурским. Свой список он очерчивает временными рамками ХХ века: именно тогда произошло становление дизайна как самостоятельного вида деятельности, а место и значение искусства в массовом производстве и в сознании потребителя было переосмыслено. 
 
БЕЛАЗ 540
 
Этот автомобиль стал визитной карточкой белорусской промышленности. Первый в линейке и самый знаменитый из всего модельного ряда, – новаторская разработка белорусских конструкторов 1961 года. Стиль и образ этой модели были разработаны советским дизайнеров Валентином Кобылинским. Воплощение черт сурового стиля, который в те годы господствовал в советском монументальном искусстве. 

Упрощенная геометрия форм, поворотный наклон лобового стекла кабины, лестницы и ребер треугольного ковшевого кузова подчеркивают напряженность, мощь и стремительное движение вперед к светлому коммунистическому будущему. Асимметричное размещение кабины уравновешивается г-образным буфером. Одна из фар размещается над ним, а вторая — непосредственно на радиаторной решетке. Композицию этого автомобиля, построенную на наклонных и горизонтальных линиях элементов конструкции, можно считать безупречной и авангардной для своего времени. 

А так оценивали дизайн новой машины современники Кобылинского (Ю.С. Сомов, «Композиция в технике»): «Смело введен элемент асимметрии – кабина смещена в одну сторону, а проходной мостик с поручнем – в другую. Такой уравновешенный элемент асимметрии смягчает могучую форму, а ее пластика становится богаче и выразительнее благодаря чередованию сочных теней и света». Такое решение несомненно было новым и смелым даже в мировом масштабе и стало предметом подражания для знаменитых ближайших конкурентов БЕЛАЗа – Caterpillar, Komatsu и др. Все следующие модели БЕЛАЗа, к разработке которых подключались другие дизайнеры, сохранили общие черты этого успешного проекта. БЕЛАЗ экспортировался более чем в 80 стран мира, а бренд стал настолько популярным, что под ним продавали и другие марки советского автопрома. 
Часы «Луч»
 
Башенные часы в Европе были распространены еще в Средневековье, а вот карманные появились только в 1675 году. В XVII–XVIII веках на территории Беларуси работали часовые мастерские (например, мастерская Евны Якобсона в Несвиже) и цехи мастеров, а с конца XVIII века (1784 – 1791 гг.) – часовая мануфактура в Дубровне. Наручные часы появились только в начале XIX века. Промышленное производство механических часов началось в Беларуси с 1955 года, когда был основан Минский часовой завод. Известным это предприятие сделали часы «Луч», модели которых много раз награждались Знаком качества и были отмечены на международных выставках.

Модель для шахтеров с защитной крышкой на циферблате. Минский часовой завод, 1980-е
Фонарный столб
 
Фонари, украшенные орнаментом, уже много десятков лет освещают улицы Минска и стали неотъемлемой частью архитектурного ансамбля «города солнца». Столб был разработан на условиях конкурса известным архитектором Владимиром Королем в соавторстве с его наставником, апологетом декоративно-прикладного искусства Беларуси и тогдашним директором НХМ Николаем Михолапом. В основу художественного решения легло сочетание национальных мотивов, заимствованных из орнамента слуцких поясов, с помпезной пластикой псевдоклассицизма. Бала столбы сделана из чугуна, а сам столб – из стальной трубы, украшенной литыми элементами, среди которых – характерные флагодержатели в виде короны. Столб, сделанный на века, был не очень удобен в эксплуатации: литые элементы были хрупкими, поэтому теперь на некоторых улицах можно заметить современные «ремейки» из стеклопластика – так называемые фонари-light. Эти столбы действительно заслуживают охраны как историко-культурная ценность, но вряд ли возможно прикрепить соответствующую табличку к каждому из них.
Кашпо из фаянса
 
Вероятнее всего, было создано по эскизу Николая Михолапа. Прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, открытая интервенция сталинского ампира в повседневность. Чаще всего такие кашпо украшены листьями аканта – традиционным элементом греческого орнамента. Такие кашпо как воплощение пафоса и мещанского благополучия часто встречались и в общественных учреждениях, и в квартирах белорусских граждан. 

Минский фарфоровый завод, 1950-е
Бокал «Борисовские овалы»
 
Стеклоделие Беларуси имеет давние традиции и известно своими изящными художественными изделиями еще со времен Средневековья. Но для нас представляют интерес и более утилитарные предметы массового производства. Среди таких в СССР была мерная посуда для разлива пива и кваса. Это были эталонные меры объема, каждое изделие проверялось на ёмкость и маркировалось клеймом. Разлив был разрешен только в них. Несмотря на стандартизацию, производители искали разные способы интерпретации внешнего вида – варианты огранки или декора поверхности бокала. Пивной бокал от Ново-Борисовского стеклозавода имеет неповторимый дизайн, сегодня является коллекционной редкостью и среди коллекционеров носит название «Борисовские овалы». К сожалению, имя автора этой изделия неизвестно.
Бокал из коллекции А. Камоско.
 
Ново-Борисовский стеклозавод имени Дзержинского, 1939, 1941 гг.
Стул Шуберта
 
Автор этой модели – Эрвин Шуберт, который с 1963 года был главным архитектором мебельной промышленности БССР. Модель Б-3284-03 была разработана в начале 1960-х и продолжает выпускаться до сих пор. Шуберту удалось создать технологичный, скромный, но при этом чрезвычайно устойчивый, удобный и элегантный стул – действительно знаковый образец белорусского дизайна. Его форма повторяет древнегреческий кисмас, известный с V в. до н.э., – это первый в истории стул с выгнутой спинкой. Деревообрабатывающее предприятие в Мостах, на котором делают эти стулья, начало работать в 1927 году как фанерный завод, на котором выпускали качественную авиационную фанеру, а с 1950-х – и товары народного потребления.
Соковыжималка «Журавинка»
 
Соковыжималка, которая стала визитной карточкой завода. Могилевский завод начинал с производства самых примитивных соковыжималок в карболитовом корпусе. Первые модели были без названий, а потом появилась брендированная модель с белорусским именем – «Журавинка». Востребованная и известная во всем СССР как качественная и надежная вещь, она притягивает и своим деликатным названием. За 50 лет соковыжималка перенесла 5 модернизаций, а объем ее производства составил 3,2 млн штук. К разработке соковыжималки имели отношение известные профессиональные белорусские дизайнеры Земиль Либстер и Мстислав Низовцев.

Могилевский завод «Электродвигатель», 1969
Фотоаппарат «Вилия»
 
За 20 лет было выпущено 3,8 млн экземпляров этого простого малоформатного шкального механического фотоаппарата твердой конструкции с форматом кадра 24х36. В 1882 году наш соотечественник Сигизмунд Юрковский сконструировал мгновенный шторно-щелевой затвор. С 1888 года в мире начинается массовое производство фотоаппаратов. Серийные фотоаппараты в СССР стали производить с 1929 года. В Беларуси производство фотоаппаратов начинается на Минском механическом заводе: с 1957 года здесь выпускают модели семейства «Смена» «Весна». С 1970-х в Вилейке выпускались фотокамеры «Зенит» (18 моделей). Если фотоаппараты делали в Минске и Вилейке, то в Жлобине выпускали картонные павильонные камеры «Ракурс-670» и «Ракурс-672». 

Минский механический завод имени Вавилова, 1971–1991
Настойка «Беловежская»
 
Автор рецептуры и дизайнер этикетки этой известной настойки точно не установлены. История появления напитка обросла мифами: некоторые источники говорят, что настойку начали делать белорусские лесники, настаивая обычный самогон на душистых травах, которые росли на территории заповедника. А широкое производство напитка началось после того, как в пущу наведался Никита Сергеевич Хрущев. Пораженный вкусом горькой настойки, он отдал команду специалистам выяснить точную рецептуру и начать промышленное производство. “Беловежская” выделялась не только оригинальным вкусом, но и оформлением – единственная из всех водок, она разливалась в стеклянные штофы. Это был замечательный и оригинальный сувенир, известный на всех просторах бывшего СССР.

Горькая настойка получила и международную славу: в 1969 году она была отмечена Большой Серебряной медалью на Международном конкурсе в городе Пардубице (Чехословакия), в 1985-м – Золотой медалью на Международной весенней ярмарке товаров народного потребления и продуктов питания в болгарском Пловдиве.
Конфеты «Столичные Элит»
 
Сахарная капсула с двухслойной начинкой из алкоголя и помадки, облитая шоколадом, – патент на конструкцию таких конфет датируется 1930-ми. Первые «Столичные» конфеты этой конструкции были выпущены на фабрике “Красный Октябрь” к 800-летию Москвы в 1947 году. На этикетке в разные годы были изображены стена Кремля и высотный дом на Котельнической набережной. “Столичные” конфеты минской “Коммунарки” были выпущены в 1961 году, и на самой первой этикетке на фоне красно-зеленого флага БССР в виньетке были изображены «Ворота города» – башни на улице Кирова. Поздней появились новые варианты упаковки: конфеты были обернуты в красные этикетки с все теми же башнями, зеленые – с телебашней и те самые желтые – с Дворцом спорта. Желтые «Столичные» стали настоящим символом города, и, судя по отзывам на различных сайтах рекомендаций, именно их предпочитают аналогичным конфетам от московского «Красного Октября».
С полной подборкой артефактов из списка можно ознакомиться на сайте Белорусского союза дизайнеров. Сам список не претендует на исчерпываемость, он открыт для обсуждения – это попытка провокации профессионального сообщества и всех заинтересованных, попытка сподвигнуть на составление собственных топов и антологий, при создании которых может быть выбрана другая рамка, другая оптика. 

Автор: Елена Коваленко