«Плодородная почва» и «Классический синий». Как выбирают цвет года и зачем это нужно

для меня
15 октября 20206 минут на прочтение

Уже в декабре дизайн и фэшн-издания, а также страницы влиятельных блогеров взорвутся сообщением, что компания Pantone выбрала цвет 2021 года. Давайте разберёмся, как это происходит, на что влияет этот выбор и какое значение имеют цветовые прогнозы. А также узнаем, только ли Pantone исследует и прогнозирует цвета.

Вера Прохорова
Дизайнер интерьеров
А рассказывает обо всём этом Вера Прохорова — дизайнер интерьеров, проекты которой публикуют в зарубежных интерьерных изданиях Elle decoration, Интерьер+Дизайн, победитель конкурса «Профессиональный интерьер 2019 в номинации “Квартира”», 3-е место. Вера регулярно посещает интерьерные выставки в Париже, Милане, Эйндховене.
Компанию Pantone основали в Нью-Йорке в 50-е годы прошлого века. Изначально она занималась только производством пигментов для цветных чернил. В начале 60-х в компании разработали универсальную систему стандартизации всех существующих в мире цветов — Pantone Matching System. Все цвета и оттенки в ней получили названия и номера. Система быстро стала популярной, заметно облегчив жизнь всем, кто сталкивается с цветом в работе.

Институт цвета Pantone — одно из подразделений компании. Его сотрудники изучают, как цвет влияет на все сферы нашей жизни — от эмоций до покупательского спроса, — и предсказывают тренды. Ежегодно, начиная с 2000 года, Институт цвета Pantone называет уже существующий в его реестре оттенок, который, по мнению исследователей, набирает наибольшую популярность.
Это, конечно, не пальцем в небо. В течение года сотрудники компаний, которые прогнозируют тренды, выясняют, какие оттенки используются чаще всего, отслеживают покупательский спрос, просматривают сотни коллекций фэшн-индустрии, художественные выставки, фильмы именитых режиссёров, новинки автопрома, рекламные кампании известных мировых брендов, инновации, изучают поведение потребителей в соцсетях, в онлайн-играх, в торговых точках и так далее.

Рассматриваются пласты из всех сфер жизни, которые больше всего влияют на поведение и предпочтения людей. Особое внимание уделяется происходящему в Милане, Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Весь массив полученной информации исследователи тщательно анализируют, а дальше в ходе дискуссий и дебатов профессионалы выбирают цвет следующего года.

И тут важно понимать, что цвет не входит в моду благодаря компании-прогнозисту. Он набрал популярность уже к моменту выбора. А решение исследователей лишь делает его ещё более популярным и заметным.
Признаться, я не особо сильно жду прогноз Pantone. Это скорее традиционное ожидание. Я не рассматриваю его как сигнал к действию в дизайне интерьеров. Объясню почему. За последние несколько лет мне не удалось наблюдать популярность цвета, предсказанного компанией Pantone.

Так, в 2020-м цветом года по версии Pantone стал «Классический синий 1940-52». Я не встречала его ни в коллекциях одежды, ни в интерьерах, ни в рекламных кампаниях известных брендов в том объёме, в котором он мог бы претендовать на это звание.

Открою ещё один секрет. Если имя компании Pantone на слуху не только у профессионалов в области дизайна, но и у рядовых граждан, то имена ещё двух компаний (не менее влиятельных, а, по моему мнению, даже более) известны далеко не всем. Если вы занимаетесь дизайном неважно в какой области, то их как раз знать просто необходимо. Я более внимательно отношусь именно к их цветовым прогнозам, нежели к решению компании Pantone.

Одна из них — Международный центр эстетики AkzoNobel, подразделение концерна по производству лакокрасочных покрытий. Центр занимается изучением потребительского поведения и прогнозирования трендов в области цвета. До декабря ещё несколько месяцев, но AkzoNobel уже назвал цвет года 2021 — «Плодородная почва».
Из пресс-релиза: «Нынешний прогноз мировых трендов показал глобальное стремление людей пересмотреть жизненные ценности. Мы подводим итоги и одновременно пытаемся строить своё будущее. Изменения затронули нас всех, их трудно принять, но мы нашли новые ориентиры: взаимопонимание, сотрудничество и доброта. Дом стал для всех нас местом отдыха, работы и творчества.

Ключевым на следующий год стал цвет, который прочно связан с такими понятиями, как «равновесие», «спокойствие» и «новые возможности». Напоминая собой цвет тёплой земли, он дарит одновременно ощущение спокойствия и уверенности, помогает принять перемены, служит обещанием роста и благополучия».

Коллекции ведущих брендов масс-маркета (ZARA, H&M и другие), а также новые коллекции haute couture и ready-to-wear осень-зима 2021 — яркое подтверждение реальности этого прогноза.
Фото: vogue.ru
Что касается интерьеров, то тут сомнений также не возникает. В эпоху ковида всё чаще на страницах интерьерных изданий появлялись проекты в спокойной гамме природных оттенков земли.
Слева проект студии Audo, справа проект Лорны де Сантос
К слову, в 2018-м цветом года AkzoNobel назвала дымчато-розовый, а Pantone — ультра-фиолет. И в результате мы переживали и до сих пор ещё переживаем эпоху розовых интерьеров. Выводы делайте сами.

Но и это ещё не конец истории про цвет года. Самый влиятельный тренд-хантер в мире Лидевью Эделькорт уже назвала цвет 2021 года. И им станет зелёный.

Зелёный — это цвет надежды. Источниками вдохновения становятся растения и листья, овощи, кактусы и цветы. Трендовый оттенок также будет сочетаться с коричневыми тонами, например, цветом засохшей травы и листвы на старых ветвях (вернёмся к оттенку, названному AkzoNobel).
Фото: vogue.ru
Лидевью Эделькорт — самый известный в мире тренд-прогнозист и ключевая фигура в области трендсеттинга в Европе. Её студия Trend Union со штаб-квартирой в Париже разрабатывают концепты для модной индустрии, косметических компаний, продуктовых розничных сетей, универмагов, ресторанов, отелей, сферы развлечений. В состав холдинга входят несколько компаний, в том числе и подразделение, занимающееся цветовыми прогнозами.

Среди клиентов Trend Union ведущие мировые бренды: Estee Lauder, Lancome, Cacharel, Gucci Perfumes, Shiseido, Procter&Gamble, Coca Cola, Nissan, Swarovski Crystals, Lacoste Fashions.
Что ж, ждём декабрь, чтобы узнать, насколько совпадёт прогноз у компании Pantone с уже названными цветами европейских трендсеттеров. Обычно их мнения расходятся. А вы уже знаете, какого цвета пальто или костюм приобрести, чтобы быть en vogue в 2021.