Средневековый Radiohead и Lady Gaga времён крестоносцев: Что такое бардкор

для возможностей
04 сентября 20205 минут на прочтение

Слышал ли ты о бардкоре (bardcore)? Предположу, что нет. Бардкор — это каверы на популярную музыку в средневековом стиле. Исполнители таких каверов не только используют средневековые инструменты — уды, лютни, флейты, арфы, виолы да гамба, но и переписывают тексты песен почти в комическом стиле старого мира. Это может звучать довольно скучно, но представь себе королевский банкет, на котором играет “Creep” Radiohead.

Оля Гриненко
Автор новостной рассылки

Бардкор появился буквально несколько месяцев назад. Датой рождения интернет-феномена считается 20 апреля 2020 года, когда немецкий веб-разработчик Корнелиус Линк опубликовал на YouTube кавер на электронный танцевальный трек Tony Igy “Astronomia”: “Однажды друг скинул в чат чей-то снимок в средневековом стиле, и кто-то написал, что было бы весело, если бы это всё происходило под средневековую музыку. Так как я уже написал много музыки для инди-фильмов и небольших игр и всегда с энтузиазмом относился к средневековой музыке, я подумал, что это забавная идея”.

Картинкой к каверу Линк выбрал мем “танцующие носильщики гробов”, который как раз был популярен в то время, — так всё и началось. После этого у Линка стали появляться слушатели и подражатели и родился бардкор, или, как его ещё называют, тавернвейв (tavernwave), то есть музыка, которую играли в средневековых тавернах. Интересно, что большинство исполнителей бардкора используют в своих ремейках картинки в одинаковой стилистике. Вот, например:

Дело в том, что есть специальный сайт-конструктор, на котором из отдельных элементов можно собрать полноценную средневековую иллюстрацию с уникальным сюжетом

Клипы в стиле бардкор привлекают сотни тысяч и даже миллионы слушателей, и я подозреваю, что дело в абсурдности и причудливости самой идеи. Популярная исполнительца бардкора Хильдегард вон Блингинг связывает популярность этого феномена с пандемией ковида и повсеместной необходимостью сбежать от печали и уныния. Другой ценитель и исполнитель бардкора Сэм Орд считает, что интерес к тавернвейву связан с присущей ему нелепостью и красотой: “Я думаю, в такие времена люди ищут повод для улыбки, и по какой-то причине современные песни в средневековом стиле способны заставить людей улыбнуться”.

Если обратиться к музыковедам и исследователям интернет-культуры, то всё становится чуть сложнее. Во-первых, говорят они, в бардкоре присутствует элемент ностальгии по доиндустриальным временам, когда человека окружала природа и мифы, а мир казался загадочным и непостижимым. 

Во-вторых, очарование бардкора заключается в том, что его создатели не слишком стараются имитировать средневековую музыку и не воспринимают самих себя серьёзно, то есть в бардкоре много свободы и творчества и нет рамок, в которые упирались бы авторы. В-третьих, и тут в разговор включаются исследователи интернета, бардкор вобрал в себя огромный пласт средневековых мемов, а также мрак и жестокость того периода, которые апеллируют к экзистенциальному юмору миллениалов и зумеров. 
Мемы из серии "Страдающее Средневековье"
В-четвёртых, есть что-то утешительное в знакомой и любимой песне, которую переосмыслили для периода более сложного, мучительного и катастрофического, чем наш собственный. У них была чума, у нас — коронавирус. Мы всё это уже проходили, переживали, и ситуация была намного хуже.

Наконец, в-пятых, и это я от себя добавлю, лютня — это прекрасно.

Оставлю тебе для ознакомления несколько популярных каверов в стиле бардкор:
Честно говоря, тавернвейв поначалу резал слух, но однажды я включила одну из песен, когда шла за дочкой в детский сад, и вот это был действительно необычный экспириенс: глазами я видела Минск 2020-го года, а в ушах был 13 век — диссонанс, который меня успокоил и развеселил своей абсурдностью, потому что Минск 2020-го года невероятный, а в средневековую Европу как-то совсем не хочется. 

Меня зовут Оля. Я пишу новостную рассылку Expresso с 2015 года, и мне всегда есть что тебе рассказать.