ЭКСПЕРТ: Просьба сообщить реквизиты платежных карточек – повод насторожиться

Архив
08 января 20140 минут на прочтение

Любые неожиданные предложения владельцу платежной карточки сообщить ее реквизиты, особенно, незнакомым лицам или компаниям, – это повод насторожиться и отказаться от приятных сюрпризов, какими бы заманчивыми они не казались, предупреждает главный специалист Отдела безопасности электронного бизнеса Альфа-Банка (Беларусь) Станислав Курицын.

«В белорусские банки все чаще стали поступать жалобы клиентов о несанкционированном списании средств с их карточек. После тщательных разбирательств, как правило, выясняется, что доверчивые люди стали жертвами мошенников, которые манипулируют человеческими слабостями – доверчивостью и жадностью, - сообщил С.Курицын. – Необходимо четко понимать, что развитие информационных технологий и электронных средств коммуникаций не исключает мошенничества со стороны злоумышленников, которые всегда были, есть и будут. Предотвратить мошенничество можно, соблюдая простые правила безопасности».

Эксперт пояснил, что мошеннические схемы хищения средств с платежных карточек реализуются в два этапа. В первую очередь мошенники стремятся украсть (или скомпрометировать) реквизиты платежных карт, в том числе номера счетов, логинов, паролей. В случае успешного похищения «ключа» к карточке, открыть «дверь» для мошенников не представляет труда – следствием становится непосредственный съем (списание) денежных средств со счета к платежной карточке.

С.Курицын подчеркнул, что для компрометации данных платежной карточки в интернете чаще всего хакеры используют два основных способа: так называемые, фишинг и фарминг. При фишинге (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание) обычно преступники создают под видом порядочных интернет-ресурсов сайт для компрометации данных. Путем рассылки e-mail, личных сообщений в социальных сетях от имени известных брендов и организаций, завлекают пользователей перейти по ссылке. Внешне сайт для компрометации карточек очень похож на оригинальный и пользователи, желая приобрести товары или услуги по очень выгодным ценам, часто поддаются обману, передавая свои реквизиты, логины и пароли преступникам. При фарминге (англ. pharming) происходит скрытое перенаправления жертвы на ложный сайт (IP-адрес), имитирующий сайт доверенной организации (например, банков, торговых площадок). Такое перенаправление достигается путем внедрения вредоносного программного обеспечения на компьютер пользователя. В результате, после запуска вирус перенаправляет пользователя на поддельный сайт вместо оригинального.

«Распространены и другие виды интернет-мошенничества: «Вишинг», «Нигерийские письма», Мошенничество с помощью служб знакомств, но суть остается прежней - завладение реквизитами платежной карточки доверчивого пользователя для последующего несанкционированного списания денежных средств», - отметил С.Курицын.

Эксперт также подчеркнул, что с интернет-мошенничеством тесно связаны телефонное мошенничество и СМС-мошенничество. «Суть телефонного мошенничества проста и основана на элементарной жадности и доверчивости. Мошенники могут связаться с жертвой по телефону и разыграть один из сценариев: «Вам сообщают, что вы якобы победили в лотерее грин-кард, или вы получаете смс о том, что выиграли машину. Вам могут сказать, что ваша карта заблокирована и необходимо вставить ее в банкомат, или вам надо срочно заплатить за телефон родственника. Вам могут предложить прочитать смс-ки знакомого или потребовать выкуп за родного человека. В любом случае мошенники добиваются от вас данных о реквизитах карточки или побуждают провести операцию в их пользу», - сказал сотрудник Альфа-Банка.

Он констатировал, что как только мошенники получают доступ к реквизитам платежных карт либо логину и паролю к интернет/мобильному банку, практически мгновенно происходит несанкционированное списание с карт-счетов. Результатом обмана также может стать перевод средств в адрес мошенников, оплата доставки «выигранной» машины или комиссии за якобы состоявшийся выигрыш крупной суммы денег. «Все эти, по сути, добровольные действия жертвы осуществляют, находясь в заблуждении или в состоянии эйфории от скорого получения бонусов, проще говоря, «халявы». Преступники, знакомые с методами практического манипулирования, воздействуют на слабые места людей, пользуются их замешательством и невнимательностью. К сожалению, многие люди попадаются на такие уловки и несут финансовые потери», - добавил С.Курицын.

Эксперт поделился простыми рекомендациями, использование которых позволит владельцу платежной карточки обезопасить свои денежные средства:

  1. Будьте внимательны. Не верьте подозрительной информации и сообщениям, всегда проверяйте адресата, не переходите по сомнительным ссылкам, не устанавливайте непроверенное программное обеспечение, не открывайте и не отвечайте на незнакомые письма.
  2. Никогда не сообщайте и не пересылайте свои персональные данные и реквизиты своих платежных карт, пин-код, логины и пароли.
  3. Установите антивирусное программное обеспечение и регулярно обновляйте его. Не заходите на подозрительные сайты (с перенаправлением), не «кликайте» на мигающие баннеры, не посещайте сайты с сомнительной репутацией.
  4. Не используйте реквизиты ваших карт на подозрительных сайтах, всегда внимательной читайте условия сделки.
  5. Проверяйте банкоматы на наличие подозрительных посторонних устройств, держите карту при оплате покупок всегда в поле вашего зрения, никогда не оставляйте свою карту без присмотра.
  6. Подключите 3D-Secure технологию к вашей карте.

Подробнее с рекомендациями Альфа-Банка по безопасному использованию платежных карточек можно ознакомиться здесь.