Стать
Частным лицам
Программа лояльности Альфа Бонус
Переводы денежных средств
Другие продукты
Стационарный телефон:
8 801 100-64-64Абонентам: МТС, A1, life:)
7464Адрес: Кирова, 1
Эта остановка – единственная общеизвестная в нашем маршруте, но без нее сложно понять контекст. Представим себе Минск начала 20 века. Центральный вокзал назывался Виленским, и находился он за городской чертой. Дальше по улице работал Виленский рынок (прототип нынешней Комаровки): от него начиналась Магазинная улица. Рядом тогдашние бизнесмены держали склады, строились доходные дома, гимназии и прочие административные здания.
Теперь перенесемся во времени к 1945 году. Прошла война, Минск – в руинах. Его решают отстроить заново как идеальный советский город: широкие проспекты, тротуары, бульвары для отдыха после работы. А в начале этого великолепия - шикарные Ворота Минска, встречающие иностранных гостей в первой советской столице.
Но почему ворота ведут не к проспекту, а к улице Кирова? Изначально между Кирова и Карла Маркса хотели провести линию проспекта. Но война почти не тронула эти улицы – зачем сносить то, что уже решает жилищный вопрос? Кирова с Карла Маркса с их старинными домами уцелели во второй раз. А проспект перенесли на параллельную и полностью разрушенную Советскую улицу – а еще раньше она называлась Захарьевской. Застроили только квартал напротив вокзала и поселили в нем железнодорожников, а в Воротах Минска жил «топ-менеджмент» ЖД.
На башнях разместили четыре одинаковые скульптуры с героями послевоенного времени: инженера, красноармейца, колхозницы в кирзовых сапогах и партизанки. Одна из башен – с гербом, а на второй красуются часы. Но они не трофейные, как принято считать – их сделали на просторах Союза.
А реальные трофейные часы из Кёнигсберга (сегодняшнего Калининграда) находятся на проспекте на Независимости 16.
Адрес: ул. Свердлова, 22
Этот дом завершает ансамбль у привокзальной площади. Его фасад необычный, но обратная сторона удивляет больше. Здесь можно увидеть дореволюционный красный кирпич, интересные оконные проемы и лепнину. Это редкая история, когда дом украшен еще со двора. Эту роскошь обнаружили случайно пару лет назад, когда во время ремонта сняли штукатурку.
Адрес: Кирова, 5
Это шикарное здание должны были снести во время строительства ж/д квартала. Но в доме уже жили люди – поэтому дом сохранили. Сто тридцать лет назад это был доходный дом. А затем когда в здание переехала самая топовая женская гимназия в Минске под предводительством Елизаветы Рейман.
Специально для гимназии в доме надстроили четвертый этаж. Между третьим и четвертым этажом есть ниши – в них фрески, но они специально закрыты, пока не появится возможность их отреставрировать.
Адрес: Кирова, 11
Это в прошлом доходный дом Ядвиги Костровицкой – младшей сестры Эдварда Войниловича, который подарил Минску Красный костел.
Ядвига была предприимчивой бизнес-леди: имела в собственности несколько домов, а еще помогала брату решать общественные вопросы – как говорил сам Войнилович, «ее природное обаяние, чувство юмора и старка делали свое дело».
Чем нам важен этот дом? Первое: необычная архитектура. Окна со срезанными углами, непонятная форма, много углов, а во дворе – настоящий питерский колодец. Но это – не самое главное. Это редкий для Минска дом со световым окном – огромным стеклянным куполом вместо обычной крыши. Его можно заметить с улицы, но настоящая удача – попасть внутрь и посмотреть на шикарный свет, украшенный потолок парадной, старую плитку и потолки в 4 метра.
Адрес: Карла Маркса, 17
Что еще нужно знать о Минске столетней давности: наш город считался столицей советского джаза. И все благодаря Эдди Рознеру – самому знаменитому джазмену восточной Европы, которого еще называли «белым Луи Армстронгом».
Эдди пригласил в Минск Пантелеймон Пономаренко – первый секретарь белорусского ЦК и по совместительству – страстный поклонник джаза. По его предложению Эдди Рознер возглавил Государственный джазовый оркестр республики – и его музыка покорила весь союз республик. Но началось все здесь, на Кирова 17, где до войны работал один из залов филармонии и где давал концерты джазбенд Рознера. А каждый концерт он начинал фразой «Шмаляем джаз, холера ясна!»
Загляните во двор дома: вы увидите, как перед вами неожиданно вырастает еще несколько зданий. Это единственный сохранившийся кусок Захарьевского переулка. Раньше минские дворы выглядели примерно так.
В конце переулка неожиданно крутая горка – ее насыпали, чтобы выровнять холмистую Захарьевскую улицу и превратить ее в нынешний ровный Проспект Независимости. А до войны переулок вел дальше до самого Городского вала. И вот вам лайфхак, как понять, где в Минске раньше был переулок: в домах, которые перегорождали переулки, советские архитекторы создали арочные проходы. Эта улица – не исключение.
Адрес: Городской вал, 2
Проходим через арку и видим на углу здание со скульптурой на крыше. Оно гораздо старше соседних зданий – его просто очень гармонично вписали в ансамбль проспекта. До войны верхние этажи принадлежали гостинице «Кронштадт», а на нижних были арендные кабинеты и Земледельческое общество взаимного страхования. Оно и заказало скульптуру на крышу: богиню плодородия Деметры и ее детей.
Одна из них, Персефона, стала богиней Царства мертвых. В советское время скульптуру демонтировали. А в 2004 во время ремонта кровли ее обнаружили – и вернули на законное место после реставрации.
Адрес: Карла Маркса, 12 – Кирова, 19 – Кирова, 21
Первая остановка – сегодняшний исторический музей, в прошлом – здание банка начала 19 века! Загляните во двор, чтобы увидеть старинный дом из красного кирпича – раньше здесь жили банковские работники. Когда здание отдали историческому музею, в «красный» дом переехала администрация, а для музея построили еще один этаж и создали витражи с мотивами слуцких поясов – обязательно заглядывайте в музей и любуйтесь.
Отстроенные этажи – частая история для домов на Маркса, ведь людям нужно было где-то жить, а площадей не хватало. Как понять, что дом «увеличили»:
Сворачиваем во дворы на Кирова, 19 и если повезет – попадаем в подъезд. Внутри сохранилась старая плитка, а в самом подъезде два направления лестниц – во двор и на улицу. Квартиры на каждом пролете, и окна в уборных – частая история в Питере и редчайшая для Минска.
По соседству за забором – бывшее здание мужского еврейского училища с полностью сохранившейся архитектурой.
Адрес: Карла Маркса, 31
Это здание бывшей женской Мариинской гимназии, где обучение было намного дешевле, чем у Елизаветы Рейман. Эту гимназию заканчивала Ирма Яунзем – эстрадная певица с репертуаром больше 5000 песен на разных языках мира. Во время революции она с сестрами ходила по деревням и выменивала одежду на еду – так познакомилась с еврейскими и белорусскими народными песнями, которые положили начало карьере Ирмы.
В этом же доме хранилась коллекция художественного музея, в том числе – 44 слуцких пояса. Во время войны сотрудники так и не получив инструкций, как эвакуировать ценности, - а без разрешений первый военный патруль схватил бы сотрудников за мародерство. Это стало личной болью одной из сотрудниц музея – Елены Аладовой. Но у нее была феноменальная память: в эвакуации Аладова составила список ценностей музея и всю жизнь пыталась собрать коллекцию вновь.
После войны она стала директором Художественного музея и возглавляла его 30 с лишним лет. Мечтала, чтобы здание музея было в несколько раз больше и спускалось к Свислочи, где бы расположился парк со скульптурами. Эти грандиозные планы только сейчас частично исполняются с появлением нового корпуса художественного музея.
Адрес: Ленина, 13
Во-первых, сюда стоит прийти ради литературного музея Петруся Бровки. Во-вторых, вы окажетесь в одной из самых красивых парадных Минска. Здесь сохранилась старинная плитка, в дверях – витражи и элегантная ковка. На ступенях остались крепления, на которых держались красные ковры. На каждом этаже – по нише для скульптур, есть отдельный вход для прислуги, и целых два колодца – световой и технический, чтобы свет проникал в ванные комнаты. Прямо как в испанских кварталах!
Это был доходный дом инженера Сигизмунда Свентицкого – на двери остались его инициалы. Это был первоклассный делец своего времени: на первом этаже дома он открыл архитектурное бюро вместе с Генри Гаем (он и спроектировал его здание), а еще Свентицкий был первым владельцем таксопарка в Минске.
Удивительно, но по соседству жил его тезка – доктор Сигизмунд Карлович Свентицкий: он был возлюбленным Элизы Ожешки, а в итоге женился на племяннице Адама Мицкевича.
В советское время дом национализировали: здесь жили Пономаренко, Мазуров, Дзержинский, Голодед. Благодаря Пономаренко здание и сохранилось: на его месте хотели продолжить бульвар, но Пономаренко не захотел никуда съезжать. И мы можем его понять!
После этой точки на карте перед вами открыты все пути. Анна Богданова рекомендует сходить в музей Бровки, погулять по Национальному художественному музею, пообедать в одном из многочисленных кафе поблизости или – затеряться во дворах. Ведь именно там – главные сокровища Минска.
*Фото Екатерина Сиводедова