Необычный гайд по архитектурному Минску. Спорим, вы многого не знали?

для меня
26 апреля 20253 минуты на прочтение
Специально для Now увлеченный гид Анна Богданова проложила маршрут по архитектурным жемчужинам Минска. Пройдемся по самому центру и найдем лепнину, секретные окна в небо,  отголоски Питера и Гродно и настоящие парадные.

Разглядываем Ворота Минска

Адрес: Кирова, 1

Эта остановка – единственная общеизвестная в нашем маршруте, но без нее сложно понять контекст. Представим себе Минск начала 20 века. Центральный вокзал назывался Виленским, и находился он за городской чертой. Дальше по улице работал Виленский рынок (прототип нынешней Комаровки): от него начиналась Магазинная улица. Рядом тогдашние бизнесмены держали склады, строились доходные дома, гимназии и прочие административные здания.

Теперь перенесемся во времени к 1945 году. Прошла война, Минск – в руинах. Его решают отстроить заново как идеальный советский город: широкие проспекты, тротуары, бульвары для отдыха после работы. А в начале этого великолепия - шикарные Ворота Минска, встречающие иностранных гостей в первой советской столице.

Но почему ворота ведут не к проспекту, а к улице Кирова? Изначально между Кирова и Карла Маркса хотели провести линию проспекта. Но война почти не тронула эти улицы – зачем сносить то, что уже решает жилищный вопрос? Кирова с Карла Маркса с их старинными домами уцелели во второй раз. А проспект перенесли на параллельную и полностью разрушенную Советскую улицу – а еще раньше она называлась Захарьевской. Застроили только квартал напротив вокзала и поселили в нем железнодорожников, а в Воротах Минска жил «топ-менеджмент» ЖД.

На башнях разместили четыре одинаковые скульптуры с героями послевоенного времени: инженера, красноармейца, колхозницы в кирзовых сапогах и партизанки. Одна из башен – с гербом, а на второй красуются часы. Но они не трофейные, как принято считать – их сделали на просторах Союза.

А реальные трофейные часы из Кёнигсберга (сегодняшнего Калининграда) находятся на проспекте на Независимости 16.

Дом-подкова

Адрес: ул. Свердлова, 22

Этот дом завершает ансамбль у привокзальной площади. Его фасад необычный, но обратная сторона удивляет больше. Здесь можно увидеть дореволюционный красный кирпич, интересные оконные проемы и лепнину. Это редкая история, когда дом украшен еще со двора. Эту роскошь обнаружили случайно пару лет назад, когда во время ремонта сняли штукатурку.

Гимназия Рейман с секретными фресками

Адрес: Кирова, 5

Это шикарное здание должны были снести во время строительства ж/д квартала. Но в доме уже жили люди – поэтому дом сохранили. Сто тридцать лет назад это был доходный дом. А затем когда в здание переехала самая топовая женская гимназия в Минске под предводительством Елизаветы Рейман.

Специально для гимназии в доме надстроили четвертый этаж. Между третьим и четвертым этажом есть ниши – в них фрески, но они специально закрыты, пока не появится возможность их отреставрировать.

Окно в небо

Адрес: Кирова, 11

Это в прошлом доходный дом Ядвиги Костровицкой – младшей сестры Эдварда Войниловича, который подарил Минску Красный костел.

Ядвига была предприимчивой бизнес-леди: имела в собственности несколько домов, а еще помогала брату решать общественные вопросы – как говорил сам Войнилович, «ее природное обаяние, чувство юмора и старка делали свое дело».

Чем нам важен этот дом? Первое: необычная архитектура. Окна со срезанными углами, непонятная форма, много углов, а во дворе – настоящий питерский колодец. Но это – не самое главное. Это редкий для Минска дом со световым окном – огромным стеклянным куполом вместо обычной крыши. Его можно заметить с улицы, но настоящая удача – попасть внутрь и посмотреть на шикарный свет, украшенный потолок парадной, старую плитку и потолки в 4 метра.

Уцелевший переулок довоенного Минска

Адрес: Карла Маркса, 17

Что еще нужно знать о Минске столетней давности: наш город считался столицей советского джаза. И все благодаря Эдди Рознеру – самому знаменитому джазмену восточной Европы, которого еще называли «белым Луи Армстронгом».

Эдди пригласил в Минск Пантелеймон Пономаренко – первый секретарь белорусского ЦК и по совместительству – страстный поклонник джаза. По его предложению Эдди Рознер возглавил Государственный джазовый оркестр республики – и его музыка покорила весь союз республик. Но началось все здесь, на Кирова 17, где до войны работал один из залов филармонии и где давал концерты джазбенд Рознера. А каждый концерт он начинал фразой «Шмаляем джаз, холера ясна!»

Загляните во двор дома: вы увидите, как перед вами неожиданно вырастает еще несколько зданий. Это единственный сохранившийся кусок Захарьевского переулка. Раньше минские дворы выглядели примерно так.

В конце переулка неожиданно крутая горка – ее насыпали, чтобы выровнять холмистую Захарьевскую улицу и превратить ее в нынешний ровный Проспект Независимости. А до войны переулок вел дальше до самого Городского вала. И вот вам лайфхак, как понять, где в Минске раньше был переулок: в домах, которые перегорождали переулки, советские архитекторы создали арочные проходы. Эта улица – не исключение.

Довоенный дом в сталинском ампире

Адрес: Городской вал, 2

Проходим через арку и видим на углу здание со скульптурой на крыше. Оно гораздо старше соседних зданий – его просто очень гармонично вписали в ансамбль проспекта. До войны верхние этажи принадлежали гостинице «Кронштадт», а на нижних были арендные кабинеты и Земледельческое общество взаимного страхования. Оно и заказало скульптуру на крышу: богиню плодородия Деметры и ее детей.

Одна из них, Персефона, стала богиней Царства мертвых. В советское время скульптуру демонтировали. А в 2004 во время ремонта кровли ее обнаружили – и вернули на законное место после реставрации.

Исследуем дворы на Карла Маркса

Адрес: Карла Маркса, 12 – Кирова, 19 – Кирова, 21

Первая остановка – сегодняшний исторический музей, в прошлом – здание банка начала 19 века! Загляните во двор, чтобы увидеть старинный дом из красного кирпича – раньше здесь жили банковские работники. Когда здание отдали историческому музею, в «красный» дом переехала администрация, а для музея построили еще один этаж и создали витражи с мотивами слуцких поясов – обязательно заглядывайте в музей и любуйтесь.

Отстроенные этажи – частая история для домов на Маркса, ведь людям нужно было где-то жить, а площадей не хватало. Как понять, что дом «увеличили»:

  • окна на втором этаже высокие и арочные, а на третьем – обычные;
  • если между вторым и третьим этажом есть украшение или линия;
  • со стороны двора между этажами можно увидеть «линию склейки» на штукатурке.

Сворачиваем во дворы на Кирова, 19 и если повезет – попадаем в подъезд. Внутри сохранилась старая плитка, а в самом подъезде два направления лестниц – во двор и на улицу. Квартиры на каждом пролете, и окна в уборных – частая история в Питере и редчайшая для Минска.

По соседству за забором – бывшее здание мужского еврейского училища с полностью сохранившейся архитектурой.

Где начинался Художественный музей

Адрес: Карла Маркса, 31

Это здание бывшей женской Мариинской гимназии, где обучение было намного дешевле, чем у Елизаветы Рейман. Эту гимназию заканчивала Ирма Яунзем – эстрадная певица с репертуаром больше 5000 песен на разных языках мира. Во время революции она с сестрами ходила по деревням и выменивала одежду на еду – так познакомилась с еврейскими и белорусскими народными песнями, которые положили начало карьере Ирмы.

В этом же доме хранилась коллекция художественного музея, в том числе – 44 слуцких пояса. Во время войны сотрудники так и не получив инструкций, как эвакуировать ценности, - а без разрешений первый военный патруль схватил бы сотрудников за мародерство. Это стало личной болью одной из сотрудниц музея – Елены Аладовой. Но у нее была феноменальная память: в эвакуации Аладова составила список ценностей музея и всю жизнь пыталась собрать коллекцию вновь.

После войны она стала директором Художественного музея и возглавляла его 30 с лишним лет. Мечтала, чтобы здание музея было в несколько раз больше и спускалось к Свислочи, где бы расположился парк со скульптурами. Эти грандиозные планы только сейчас частично исполняются с появлением нового корпуса художественного музея.

Музей писателя – и одна из самых красивых парадных столицы

Адрес: Ленина, 13

Во-первых, сюда стоит прийти ради литературного музея Петруся Бровки. Во-вторых, вы окажетесь в одной из самых красивых парадных Минска. Здесь сохранилась старинная плитка, в дверях – витражи и элегантная ковка. На ступенях остались крепления, на которых держались красные ковры. На каждом этаже – по нише для скульптур, есть отдельный вход для прислуги, и целых два колодца – световой и технический, чтобы свет проникал в ванные комнаты. Прямо как в испанских кварталах!

Это был доходный дом инженера Сигизмунда Свентицкого – на двери остались его инициалы. Это был первоклассный делец своего времени: на первом этаже дома он открыл архитектурное бюро вместе с Генри Гаем (он и спроектировал его здание), а еще Свентицкий был первым владельцем таксопарка в Минске.

Удивительно, но по соседству жил его тезка – доктор Сигизмунд Карлович Свентицкий: он был возлюбленным Элизы Ожешки, а в итоге женился на племяннице Адама Мицкевича.

В советское время дом национализировали: здесь жили Пономаренко, Мазуров, Дзержинский, Голодед. Благодаря Пономаренко здание и сохранилось: на его месте хотели продолжить бульвар, но Пономаренко не захотел никуда съезжать.  И мы можем его понять!

После этой точки на карте перед вами открыты все пути. Анна Богданова рекомендует сходить в музей Бровки, погулять по Национальному художественному музею, пообедать в одном из многочисленных кафе поблизости или – затеряться во дворах. Ведь именно там – главные сокровища Минска.


*Фото Екатерина Сиводедова