Именно ваш цвет! Как подобрать «свою» гамму в дизайне жилья

для меня
23 декабря 20243 минуты на прочтение
Этот выпуск «Спросим у Zrobim» хотелось сделать особенно понятным и помогающим – ведь он выходит в праздники! Поэтому сегодня говорим о цвете в интерьере и пытаемся внести ясность в эту максимально широкую тему. Ориентировать в мире полутонов будет арт-директор студии ZROBIM architects Марианна Дроздова.

Как мы воспринимаем цвет?

Здесь не будет пространных рассуждений. Нам просто нужно выяснить, что вместе с цветом влияет на наше восприятие пространства. Почему одни и те же вещи в разных цветах смотрятся по-разному?

Первое: нам одновременно важны цвет и фактуры. Цвет связан с тактильностью сильнее, чем нам кажется. Важно, чтобы «что я вижу» и «что я чувствую» совпадало. Когда мы трогаем, смотрим, и нам все нравится, мы расслабляемся. Это поняли и подхватили дизайнеры и стали очень активно сочетать цвет и фактуру – это заметно по выставкам мебельных коллекций в последние годы.

Второе: цвет зависит от площади. Маленькая комната и мало света? Или большое пространство-студия? Все это очень важно, потому что с недостатком или обилием света меняются оттенки. А значит – настроение всей комнаты.

Правила такие:

  • В маленьком пространстве – не используем много цветов и материалов. Иначе они будут спорить друг с другом. Как это ощущается на практике: когда вы заходите в комнату, взгляд прыгает с одного на другое. Если есть баланс, взгляд цепляется за что-то одно, как за якорь, а потом спокойно рассматривает остальное.
  • В большом открытом пространстве границ меньше, это пространство мы воспринимаем иначе. Поэтому выбираем один общий цвет – он будет «фоном» – и расставляем сдержанные акценты, которые эту базу подкрепляют.

Общее правило для всех: не должно быть равнозначных цветовых пятен, иначе мозгу будет тяжело.

Третье: свет. Он искажает цвет, который по-разному ведет себя различное время суток при естественном освещении и так же при искусственном. Вам нужно найти такой, который нравится вам в каждом из вариантов.

Вот как это сделать:

  1. Не ориентируйтесь на палетку цветов из магазина – они маленькие и на них только фрагментаное понимание цвета. Нужно делать выкрасы на стене в вашей квартире. Покупаете краску, наносите крупным пятном на стену – и наблюдаете за ним в разных условиях: днем, утром, в сумерки, при свете ламп.
  2. Если освещения еще нет, сделайте «макет стены» на плотном картоне. Подойдет кусок 50*50 см: сначала покройте его штукатуркой, потом – краской. И с этой «палеткой» поезжайте в магазин света, где планируете покупать (или уже купили) светильники, и подносите к лампам и торшерам. Так меньше вероятность, что ошибетесь в оттенке.
  3. Просто помните, что никто не умеет сразу определять нужный цвет. Даже мы, когда работаем на объектах, ходим с палетками рядом с окнами, потом заходим в тень, рассматриваем под светом ламп. Это нормальный процесс подбора!

Четвертое: мы не воспринимаем цвет в отрыве от пространства. На цвет стен влияет пол, потолок, на пол влияют стены, и так далее. У всего этого есть цвет! Поэтому лучше не стоит покупать сначала пол, потом к нему – краски для стены и так далее. Заранее подумайте, что вы хотите видеть, запаситесь образцами и смотрите на них в комплексе. Только потом делайте выбор.

Тренды в цветах – стоит ли слушать?

– Что-то трендовое иногда хочется использовать даже дизайнерам, просто руки чешутся. Но это очень недолговечная история: скоро тренд сменится и появится недовольство интерьером. Поэтому не стоит смотреть на тренды года, на цвет года Pantone и так далее. Ориентируйтесь на свои ощущения.

Другая история – если вы используете цвет, который вам искренне нравится, просто он совпал с трендами.

«Красный вызывает аппетит, желтый – тревогу». Это правда?

– Я категорически против такой привязки, потому что у нас у всех разный опыт, а значит, и ассоциации. Например, в наших широтах популярный в Европе терраццо ассоциируется с советскими пространствами, бледно-зеленый – с поликлиниками. А сколько людей говорят про ассоциацию белого и больницы? И мы не можем сказать, что они не правы, это же их личный опыт. «Выбивать» его и доказывать красоту определенного цвета – это уже какое-то дизайнерское насилие.

Люди забывают, что интерьер предназначен только для человека, кто будет в нем жить. Одному нравится белый, потому что долго находился в темном пространстве и ему хочется воздуха. Другой человек белый цвет недолюбливает. Все это нормально!

Есть ли цвета, с которыми стоит быть осторожнее?

  • Все искусственно-яркое: неоновые цвета, салатовые, лимонные. Их просто сложно гармонично стилизовать.
  • Градации серого. Этот цвет может быть теплый, холодный, розоватый, зеленоватый – очень важно попасть в тон. Если не выйдет, будет ощущение, что стены или пол уже испачкались, хотя в квартире еще никто не жил. А еще интерьер будет выглядеть в плохом смысле дешево. Поэтому мы не отпускаем клиентов в «свободное плавание», если в интерьере есть серый, и помогаем его выбирать.
  • Тяжело непрофессионалу работать с темным интерьером – есть большой риск «не попасть». Мы сами осторожно подходим к выбору базы темного, чтобы его грамотно подкрепить и раскрыть. Кстати, не рекомендую делать темный интерьер, если любите включить все яркие источники света – это просто не про этот интерьер. Темные помещения созданы для камерной обстановки, света от торшеров и бра.

Как понять, какой цвет – мой?

– Не надо задавать вопрос «Какой мой любимый цвет?» Может быть, в интерьере он вам даже не понравится. Мы всегда ориентируемся на образ жизни клиента, и, если вы пытаетесь делать все сами, попытайтесь провести такую же работу.

Подумайте над всем, что вас окружает. В каких интерьерах вам нравится быть? Что наоборот вас угнетает? Какие страны вы любите?

У нас был и клиенты, которые обожают путешествовать по ярким и солнечным локациям. Было понятно, что сдержанный, темный интерьер не для них. У меня есть подруга, которая обожает яркие цвета и ей морально сложно осенью и зимой. И ей жизненно необходимо использовать яркость в жизни. Одним клиентам мы сделали синюю комнату для отдыха, кино, настолок, потому что этот цвет лично у них ассоциировался с отдыхом и покоем. Цвет получился вкусным, бархатным, очень сложным и идеально подходящим именно для них.

А моя любимая история – это серый, туманный ноябрь, я себя в этом очень органично чувствую. У каждого человека разный запрос, универсального «берите это» просто нет.

*В качестве иллюстраций в материале использованы дизайн-проекты студии ZROBIM architects.