Сколько стоит зарядить и обслужить электромобиль

для возможностей
19 ноября 20243 минуты на прочтение
По нашим дорогам ездит уже 15 000 электрокаров, хотя два года назад их было всего 3420. Сколько стоит подзарядка и техобслуживание экологичного авто? Промониторили цены на белорусском рынке.

Самые популярные бренды электроавтомобилей

В Беларуси можно найти электромобили 30+ марок, и ассортимент постоянно расширяется. По статистике оператора электрозарядных станций Malanka, топ-3 моделей авто без ДВС в нашей стране выглядит так:

  • Tesla Model 3 — 2762 шт.;
  • Nissan Leaf — 1599 шт.;
  • BYD Song — 1587 шт.

Популярны также Voyah Free, Tesla Model S и Y, BMW i3, Chevrolet Bolt, Zeekr 001 Long Endurance, LiXiang L6 и L7.

Выбирать (по крайней мере, пока) по возможности стоит из самых распространённых моделей: их уже научились идеально русифицировать, обновлять и чинить. 

В Китае, откуда к нам везут много электрокаров, более 400 брендов. Отдав предпочтение чему-то очень специфическому, можно сэкономить на покупке, но потратиться на обновление и обслуживание. Если вы хотите купить не русифицированное авто, заранее поинтересуйтесь у дилера, можно ли его полноценно адаптировать. Так, чтобы новые настройки не влияли на скорость загрузки и отклика.

Ёмкость батареи — главная характеристика. Чем она больше, тем, при прочих равных, больше запас хода. Самыми производительными и безопасными из аккумуляторов считаются литий-железо-фосфатные (LiFePO4 или LFP). Они рассчитаны на 3-5 тыс. циклов перезарядки. При разгерметизации отсеков батарея не загорится — температура не превысит 60°C, тогда как у литий-ионных этот показатель в 10 раз выше.

Как заряжать "электричку"

В Беларуси несколько операторов электрозарядных станций. У самого крупного, Malanka, около 700 точек зарядки, большинство из них — для быстрой зарядки. Станции равномерно установлены на всех основных дорогах, есть в областных и районных центрах: нужно очень постараться, чтобы оказаться в поле с севшей батареей.

Быстро ли заряжаться и сколько это стоит?

Если не тянуть до последних процентов, то подзарядиться можно достаточно быстро. Например, в вашем авто батарея ёмкостью 60 кВт/ч. От зарядной станции мощностью в 100 кВт/ч она зарядится с нуля до 100% минут за 45 (с поправкой на то, что в начале и конце процесса скорость зарядки ниже). А если вы приедете не с “пустым баком”, то и того быстрее.

Стоимость подзарядки у разных операторов

  • Malanka, forevo, BatteryFly: от 0,43 BYN до 0,56 BYN за 1 кВт/ч (на медленных или быстрых станциях);
  • Evika: 0,40 BYN за 1 кВт/ч.

Зарядить батарею на 75 кВт/ч с, например, с 25% до 100% будет стоить 31,5 BYN на быстрой зарядке за 0,56 BYN / кВт*ч.

В зависимости от износа элемента питания, температуры за бортом и стиля вождения, этого хватит на 300-500 км хода.

Кстати, в приложениях провайдеров можно

  • посмотреть, где ближайшая станция,
  • забронировать “столбик” для себя или стать в очередь,
  • отслеживать прогресс зарядки и управлять сессией.

Есть агрегаторы зарядных станций от разных провайдеров: Charge&GO, it.CHARGE, e-power. А здесь можно просто посмотреть карту всех зарядных станций в Беларуси без установки приложений.

Заряжать можно и дома

Опция доступна тем, у кого есть частный дом, возможность оставлять авто на зарядку на всю ночь и эквивалент примерно 400 USD да зарядную станцию на 7 кВт/ч. При постоянной эксплуатации авто станция окупится быстро: тариф на домашнюю зарядку гораздо ниже, чем у провайдеров — всего 0,21 BYN за 1 кВт.

Техобслуживание электрокаров

Первое ТО электромобиля стоит проводить на 5000 км пробега — нужно поменять масло в редукторе.

  • Для монопривода это порядка 150 BYN.
  • Для авто с полным приводом — в два раза дороже.

На следующее ТО нужно приехать через 30 000 км. Электромобиль — достаточно неприхотливый транспорт. В нём нет свечей, ГРМ и других традиционно “больных” мест авто с ДВС. Но если что-то сломалось, а запчасти нет в наличии, её, как правило, привозят за то же время, что и в случае с “обычным” автомобилем.

Стоимость нормочаса на СТО для “электричек” такая же, как и для ДВС-авто. Услуги по адаптации обойдутся дороже. В среднем официальный порядок цен такой:

  • обновление ПО — 300 BYN;
  • установка sim-карты, подключение интернета,
  • обновление приложений — 800 BYN;
  • русификация — от 1500 BYN.


*Цены актуальны на ноябрь 2024 года