Стать
Частным лицам
Программа лояльности Альфа Бонус
Переводы денежных средств
Другие продукты
В Беларуси можно найти электромобили 30+ марок, и ассортимент постоянно расширяется. По статистике оператора электрозарядных станций Malanka, топ-3 моделей авто без ДВС в нашей стране выглядит так:
Популярны также Voyah Free, Tesla Model S и Y, BMW i3, Chevrolet Bolt, Zeekr 001 Long Endurance, LiXiang L6 и L7.
Выбирать (по крайней мере, пока) по возможности стоит из самых распространённых моделей: их уже научились идеально русифицировать, обновлять и чинить.
В Китае, откуда к нам везут много электрокаров, более 400 брендов. Отдав предпочтение чему-то очень специфическому, можно сэкономить на покупке, но потратиться на обновление и обслуживание. Если вы хотите купить не русифицированное авто, заранее поинтересуйтесь у дилера, можно ли его полноценно адаптировать. Так, чтобы новые настройки не влияли на скорость загрузки и отклика.
Ёмкость батареи — главная характеристика. Чем она больше, тем, при прочих равных, больше запас хода. Самыми производительными и безопасными из аккумуляторов считаются литий-железо-фосфатные (LiFePO4 или LFP). Они рассчитаны на 3-5 тыс. циклов перезарядки. При разгерметизации отсеков батарея не загорится — температура не превысит 60°C, тогда как у литий-ионных этот показатель в 10 раз выше.
В Беларуси несколько операторов электрозарядных станций. У самого крупного, Malanka, около 700 точек зарядки, большинство из них — для быстрой зарядки. Станции равномерно установлены на всех основных дорогах, есть в областных и районных центрах: нужно очень постараться, чтобы оказаться в поле с севшей батареей.
Быстро ли заряжаться и сколько это стоит?
Если не тянуть до последних процентов, то подзарядиться можно достаточно быстро. Например, в вашем авто батарея ёмкостью 60 кВт/ч. От зарядной станции мощностью в 100 кВт/ч она зарядится с нуля до 100% минут за 45 (с поправкой на то, что в начале и конце процесса скорость зарядки ниже). А если вы приедете не с “пустым баком”, то и того быстрее.
Стоимость подзарядки у разных операторов
Зарядить батарею на 75 кВт/ч с, например, с 25% до 100% будет стоить 31,5 BYN на быстрой зарядке за 0,56 BYN / кВт*ч.
В зависимости от износа элемента питания, температуры за бортом и стиля вождения, этого хватит на 300-500 км хода.
Кстати, в приложениях провайдеров можно
Есть агрегаторы зарядных станций от разных провайдеров: Charge&GO, it.CHARGE, e-power. А здесь можно просто посмотреть карту всех зарядных станций в Беларуси без установки приложений.
Заряжать можно и дома
Опция доступна тем, у кого есть частный дом, возможность оставлять авто на зарядку на всю ночь и эквивалент примерно 400 USD да зарядную станцию на 7 кВт/ч. При постоянной эксплуатации авто станция окупится быстро: тариф на домашнюю зарядку гораздо ниже, чем у провайдеров — всего 0,21 BYN за 1 кВт.
Первое ТО электромобиля стоит проводить на 5000 км пробега — нужно поменять масло в редукторе.
На следующее ТО нужно приехать через 30 000 км. Электромобиль — достаточно неприхотливый транспорт. В нём нет свечей, ГРМ и других традиционно “больных” мест авто с ДВС. Но если что-то сломалось, а запчасти нет в наличии, её, как правило, привозят за то же время, что и в случае с “обычным” автомобилем.
Стоимость нормочаса на СТО для “электричек” такая же, как и для ДВС-авто. Услуги по адаптации обойдутся дороже. В среднем официальный порядок цен такой:
*Цены актуальны на ноябрь 2024 года