Финансовый успех или «дело по душе»: как помочь ребенку найти себя в будущем

для возможностей
15 января 20253 минуты на прочтение
Для многих родителей вопрос со звездочкой, как развивать ребенка. Следовать моде ради  финансового успеха в будущем или раскрывать его природные способности? Обратились за рекомендациями к психологу медицинского центра E-clinic и Психологического центра «Принятие», магистру психологии Ольге Селявко.

Развиваем способности: вот как это работает

— Человек не рождается со способностями к какой-либо деятельности. Врожденными могут быть только задатки. В поддерживающей атмосфере они развиваются в способности, а далее становятся талантами или даже гениальными чертами личности. Но этого может и не произойти.

Что нужно для проявления способностей:

  • творческий характер деятельности,
  • оптимальный уровень трудностей для исполнения,
  • высокая мотивация и положительный эмоциональный настрой.

Поэтому в первые 2-3 года жизни ребенка важно, чтобы он развивался в безопасной, стабильной среде, не подвергался сильным стрессам.

Способности у него проявятся, если вырабатывать и навыки психического здоровья. Вот некоторые из них:

  • Умение понимать и регулировать свои эмоции.

— Эмоции сообщают про наши потребности, интересы, желание заниматься делом, которое нас увлекает. В дальнейшем это поможет выбрать свое направление для развития и быть полезным человеком в мире людей. То есть, первый важный навык — научить детей ориентироваться в своих эмоциях и безопасно их проживать.

  • Общение.

— Мы постепенно выводим малыша к другим людям и даем ему увидеть, что он является частью большого мира. Например, песочница для детей — это микросоциум. Здесь нужно безопасно разместиться, потому что навыка коммуникации у детей нет, своими эмоциями они еще не владеют. И начинаются драки за машинку. Родитель в этой ситуации подсказывает: это твоя игрушка, а эта — того мальчика. Хочешь с ней поиграть — попроси или обменяйся. А если отказали, то переживаем вместе.

Как найти то, что нравится ребенку

В возрасте 2-3 лет дети обычно идут в детский сад, с которого начинается образование. И на выбор — огромное количество различных кружков. Мы исследуем способности малыша, помогаем ему найти свои интересы.

Способности бывают:

  • общие — хорошая память, творческое воображение, креативность мышления, глубина и гибкость ума, наблюдательность,
  • специальные (относятся к определенной деятельности) — художественные, музыкальные, математические, технические, организационные, двигательные,
  • репродуктивные — способность овладевать умениями, осваивать знания,
  • творческие — способность создавать новое, оригинальное.

— Мы наблюдаем, к чему влечет нашего ребенка, и вместе с ним начинаем развивать эти способности. Подключаются другие люди (воспитатель в детском саду, преподаватель кружка), которые сообщают нам о важном.

Например, мальчику нравится слушать музыку и что-то напевать. Если вы случайно отдали его в музыкальный кружок, педагог говорит: «О, у вашего ребенка музыкальный слух! Это же редкость!». Но здесь важно действовать с опорой на интересы ребенка, прислушиваться к нему.

Используйте правило трех посещений!

Давайте понимать, что воля ребенка еще не развита, а для системных занятий нужны волевые усилия. Пусть он знает, что если за три раза ему не понравится тот или иной кружок, то он всегда сможет отказаться. Это нормально, если ребенок выбирает, меняет, перестает ходить на занятия. Рекомендуемое количество разноплановых кружков в дошкольном возрасте — не более 4.

Кстати, по последним исследованиям нейропсихологов, воля формируется у девочек — до 23 лет, а у мальчиков — до 25.

Школа: учитываем учебную нагрузку

Школьники продолжают развиваться в эмоциональном плане, но тут подключается учебная нагрузка. Это как совместительство для взрослого.

— Рекомендую родителям поддерживать школьников визитами к неврологу, нейропсихологу. Понимать их  темперамент, способность выдерживать напряжение, развивающуюся волю. Не каждый ребенок может целеустремленно заниматься еще чем-то, кроме учебы. Здесь нужно искать  компромиссы. Учитывать его потребности, а не продвигать свои интересы — этим часто грешат родители.

А еще пространство для развития зависит от отношений с учителем или тренером. Нет безопасной эмоциональной связи — сложно освоить новый опыт. Поэтому спрашиваем у ребенка, насколько ему комфортно заниматься именно у этого человека.

Для предупреждения перегрузки школьника:

  1. развиваем доверительные, близкие отношения,
  2. замечаем признаки стресса, утомляемости, тревожности, уныния,
  3. активно вслушиваемся в переживания детей,
  4. спокойно разделяем их ошибки,
  5. обсуждаем разные варианты принятия решения.

Тестирование для подростков

В подростковом возрасте (10-25 лет) можно проводить тестирование профиля мышления. Это поможет выбрать направление развития в конкретной профессиональной области знаний.

Считается, что примерно с 15 лет мозг становится более «специализированным» — в это время подростки отдают предпочтение одной области знаний и углубляются в ее изучение. Но, помимо учебы в школе и кружков, у подростков появляется еще одно важное дело — повзрослеть. Этот процесс связан с формированием воли, способности к саморегуляции, самоорганизации.

— Это очень сложный период, потому что человек в постоянном конфликте — он уже не ребенок, но еще и не взрослый. А тут еще и тело меняется. Подростковость вообще сравнивают с выходом в космос. Удивительно, но родители забывают, что они тоже такое переживали. И начинается: «Прекращай лениться! У тебя же музыка, изостудия, теннис. Учебу не упускай! Давай-давай!».

В этот момент родителям важно понять, что все способности ребенка, которые к этому возрасту открыты, будут развиваться и дальше. Просто нужна небольшая пауза, перевал в пути. Это как в походе: мы же останавливаемся, чтобы отдохнуть, но потом идем в том же направлении. Нужно заметить острый кризис у ребенка и просто ослабить уровень требований к нему. Прислушиваясь к интересам детей, вы сообщаете об уважении и уникальности личности другого. 

— Мы сейчас живем в мире, где все очень нестабильно. Сегодня модно отдавать детей на курсы по IT, робототехнике, но через 5-10 лет ситуация может сильно измениться. Модная профессия и деньги не являются гарантией счастья. Наша главная задача — подготовить детей к миру взрослых, с его рисками и отсутствием гарантий, — считает Ольга Селявко.